Аналитика

Основные тренды российского молочного рынка в 2022 году

-
Онлайн ритейл-аудит NielsenIQ рассмотрела изменения в молочной отрасли. В аналитическом обзоре компании сообщается о снижении объема продаж молочной продукции в первом полугодии 2022 года, отмечается повышение спроса на немолочные альтернативы, изменение формата упаковки молочной продукции с целью экономии, повышения заинтересованности покупателей к СТМ и развитие онлайн-продаж молочных продуктов.
10.09.2022

СНИЖЕНИЕ ПРОДАЖ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

В первой половине 2022 года натуральные продажи большинства категорий в индустрии остаются в отрицательной зоне. И если в сегментах современной молочной продукции (питьевых йогуртах, глазированных сырках, творожных десертах и других) продажи резко сократились, то в группе традиционной продукции большинству категорий удалось замедлить снижение по сравнению с прошлым годом.

 аналитика1.jpg

Однако, стоит отметить, что для категории традиционных молочных продуктов снижение удалось замедлить

аналитика2.jpg

ТРЕНД НА НЕМОЛОЧНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Всего несколько лет назад на рынке молочной продукции произошло масштабное событие — на фоне интереса к ЗОЖ привычным для любого покупателя товарам пришлось конкурировать с немолочными альтернативами, а также с товарами с пониженным содержанием жиров. И если первые по-прежнему остаются самым быстрорастущим сегментом, вокруг которого происходят активные дискуссии, разработка законодательства и расширение ассортимента, то интерес ко вторым частично охладел. Популярность среди покупателей, напротив, приобретают молочные продукты с более высокой степенью жирности, в то время как динамика обезжиренных сегментов зачастую снижается.

Наиболее ярко этот тренд заметен в категории упакованного творога, где товары с показателем жирности менее 2% и обезжиренный творог сокращаются двузначными темпами (что быстрее любого другого сегмента в категории). При этом единственным растущим сегментом стал творог с жирностью от 2,1% до 5,5%, доля которого приближается к половине от всех денежных продаж категории и занимает лидирующее положение почти во всех российских регионах.

аналитика3.jpg

В сегменте пастеризованного молока высокие темпы прироста показывает молоко с жирностью 6%, уступая по динамике натуральных продаж только наиболее дешевому сегменту молока в 2,5%. При этом спрос на молоко разной степени жирности отличается в зависимости от региона: так, например, молоко с жирностью 4,5% занимает почти четверть денежных продаж в Центральном и Северо-Западном регионе, а молоко с показателем 6% чаще покупают на юге России. Во многом подобные различия обусловлены растущей популярностью более жирных фермерских продуктов и разнообразием местных производителей, от которых зависит степень жирности молочной продукции.

 аналитика4.jpgаналитика5.jpg

ЭКОНОМИЯ ЗА СЧЕТ ФОРМАТА УПАКОВКИ

Еще одной тенденцией в индустрии молочной продукции стала экономия, которая проявляется для каждого покупателя по-своему. Однако два наиболее распространенных способа — переключение на товары либо в маленьких, либо в больших упаковках. Если товары в маленьких упаковках изначально дешевле и помогают сократить средний чек текущей покупки, то большие форматы позволяют потребителю приобрести товары по более выгодной цене в пересчете за килограмм или литр и сэкономить в более долгосрочной перспективе.

К примеру, в крупнейшем сегменте традиционной молочной продукции — пастеризованном молоке — привычные объемы товаров от 0,91 л до 1 л сократили натуральные продажи, в то время как маленькие форматы (менее 0,9 л) и большие объемы (более 1,1 л) демонстрируют двузначные темпы прироста. При этом самым динамичным форматом стало молоко объемом от 1,1 до 1,4 литра, продажи которого выросли сразу на 37% в натуральном выражении. Кроме того, интерес к более объемным форматам растет и в категории упакованного творога, где самым быстрорастущим сегментом стали упаковки весом более 500 гр (+31,3% в натуральном выражении) на фоне снижения продаж почти всех остальных сегментов.

 аналитика6.png

Перспективность больших упаковок заметна также на примере самых успешных новинок, появившихся в категории пастеризованного молока в 2022 году: так, в списке топ-10 наиболее популярных новинок по объему натуральных продаж сразу 4 товара приходится на запуски продуктов объемом 1,4 литра и более — а значит, большие упаковки обладают серьезным потенциалом для роста.

РОСТ СПРОСА НА ТОВАРЫ СТМ

На фоне тенденции покупателей к экономии еще одним трендом среди потребителей становится покупка товаров под собственными торговыми марками, которые зачастую позволяют купить продукт по более низкой цене по сравнению с брендами. Для молочной продукции развитие частных марок особенно актуально.

Сегмент традиционной молочной продукции является крупнейшим на рынке СТМ: на него приходится 19% денежных продаж всех частных марок на продовольственном рынке. И если в среднем продажи молочных товаров в этой группе растут на 17%, то частных марок — почти вдвое быстрее, на 32%. При этом среди всех продовольственных категорий на российском рынке пастеризованное молоко вносит наибольший вклад в развитие частных марок.

 аналитика7.jpg

РОСТ ОНЛАЙН-ПРОДАЖ

Развивающимся трендом среди покупателей остается переключение на онлайн-покупки: ввиду удобства шопинга в интернете доля онлайн-продаж FMCG в 2022 году составила уже 6,2%. Этот тренд прослеживается и на рынке молочной продукции: в первом полугодии 2022 года доля онлайн-продаж в индустрии практически удвоилась по сравнению с годом ранее и составила 3,7%.

 аналитика8.jpg

При этом переключение потребителей на онлайн-покупки молочной продукции происходит на фоне более высокого ценового индекса, то есть потребители заказывают товары онлайн даже несмотря более высокие цены, которые в среднем на 30% дороже. Значимую роль играет и различие предлагаемого ассортимента, который зачастую шире в онлайн-магазинах по сравнению с офлайн-полками. Как следствие, для потребителя более важным фактором становится удобство шопинга, возможность доставки на дом и наличие нужного товара, нежели цена, хотя наличие промо в интернет-магазинах и потенциальная возможность купить товар онлайн по более выгодной цене все же остаются значимым фактором для многих покупателей.

Источник: MilkLife.ru по материалам компании онлайн ритейл-аудит NielsenIQ