интервью и комментарии

«Если мы хотим экспортировать молочную продукцию, мы должны ориентироваться на рынки третьих стран, потому что наши внутренние возможности ограничены»

Артем Белов
Генеральный директор "Союзмолоко"
Портал MilkLife.ru представляет комментарий по докладу генерального директора «Союзмолоко» Артема Белова, сделанному на Молочной Олимпиаде в Санкт-Петербурге.  В докладе дана информация о ситуации в молочной отрасли России и мира, о важности наращивания экспортного потенциала нашей страны, указаны перспективные направления для экспорта молочной продукции, обрисованы основные факторы, которые будут определять устойчивое развитие молочной отрасли в 2019 году.
25.08.2019

Мировой рынок молочной продукции в 2019 г.

А. Белов отметил, что в мире присутствует устойчивая динамика роста потребления основных 4-х молочных категорий, которые торгуются на мировом рынке: сухие молочные продукты (до 50 % производимого объема), сыры и сливочное масло (от 10 до 20 % производимого объема). Иными словами, именно эти продукты формируют спрос на мировом молочном рынке. Для России, по мнению эксперта, этот факт имеет принципиальное значение, поскольку страна имеет желание и возможности стать значимым экспортером сельскохозяйственной продукции.  «Нам нужно выходить на серьезные объемы продаж на мировом рынке за счет работы с этими продуктами», - отмечается в докладе.


«Нам нужно выходить на серьезные объемы продаж на мировом рынке за счет работы с этими продуктами»


Прирост мирового потребления молочных продуктов был обеспечен приростом производства в основных молокопроизводящих странах. Помимо ключевых регионов, которые обеспечивают 70 % мирового рынка молока, неплохую динамику показали и развивающиеся аграрные рынки: Индия, Бразилия и др. То есть страны, которые вносят свой вклад в объемы производства молока.

В торговле молочными продуктами, как отметил эксперт, заметна определенная позитивная динамика. В 2019 году прирост мировой торговли составил около 2-3 %. Основными странами-потребителями, в счет которых произошел этот прирост стали Китай, Мексика, Малайзия, Египет, Бразилия. Основными экспортерами станут, по мнению А. Белова Новая Зеландия, Евросоюз, Аргентина, Индия и целый ряд других стран.  Устойчивый рост на молочную категорию формирует рост цен на основные готовые продукты: СОМ, ЗЦМ, сыры, сливочное масло. Спрос формирует ценовую динамику», - отметил эксперт.


«Устойчивый рост на молочную категорию формирует рост цен на основные готовые продукты: СОМ, ЗЦМ, сыры, сливочное масло. Спрос формирует ценовую динамику»



Молочный рынок постсоветского пространства

Эксперт детально описал обстановку на молочном рынке постсоветского пространства: «С точки зрения валовых показателей потребление на постсоветском пространстве существенное и все страны находятся на достаточно высоком уровне более 200 кг на душу населения. Первые пять стран: Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина и Узбекистан формируют 80 % рынка постсоветского пространства». Однако ключевые в рынки последние годы показывают отрицательную динамику. Некоторый рост потребления есть в России, практически нет прироста потребления в Белоруссии, стагнирует спрос в Украине, а единственная страна, которая показывает устойчивую динамику роста – это Узбекистан.  «Эта ситуация говорит о том, что объем вариантов для развития, экспорта и продажи на территории постсоветского пространства практически ограничен. Если мы хотим экспортировать, мы должны ориентироваться на рынки третьих стран, потому что наши внутренние возможности ограничены», - объясняет А. Белов.


«Эта ситуация говорит о том, что объем вариантов для развития, экспорта и продажи на территории постсоветского пространства практически ограничен. Если мы хотим экспортировать, мы должны ориентироваться на рынки третьих стран, потому что наши внутренние возможности ограничены»


Эксперт также затронул животрепещущую тему повышения уровня продуктивности и поголовья скота. В упомянутых ранее пяти странах есть «с точки зрения повышения эффективности внутреннего производства, обеспечения сырьем, очень большие возможности. Потому что большинство ключевых стран – Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан находятся на очень невысоком уровне. Средняя продуктивность на голову составляет от 3 до 6 т». Иными словами, даже при существующем поголовье, сельское хозяйство имеет возможность серьезно прирасти по племенному производству. Но нужно обратить внимание на ключевые факторы: мотивация, обеспечение технологиями и кормами, правильная генетика.

В настоящий момент, по мнению эксперта, торговля молочными продуктами на территории постсоветского пространства оказалась замкнутой друг на друга. Экспорт в третьи страны за пределы СНГ не превышает 10 %, в Белоруссию 6 %, в Казахстан – 3 % и единственная уникальная страна – Украина, которая почти 60 % от объема экспортируемой продукции отправляет в третьи страны. За последние 5 лет страна смогла очень серьезно диверсифицировать свои поставки с России на третьи страны. До 2014 года на рынке постсоветского пространства на Украину приходилось около 90 % поставок. Основной страной была Россия. Сейчас 60 % продается в третьи страны и значительная доля из этих позиций в Евросоюз. Экспортируются сухие молочные жиры, сухое сгущенное молоко и сливки, сыворотка. Это три позиции, которые являются ключевыми для Украины с точки зрения развития экспорта.

По словам А. Белова, Китай – ключевой рынок для большинства молочных компаний и стран. Например, Белоруссия в течение последнего года в 9 раз увеличила объемы поставок на рынок Китая. Ключевые позиции, по которым осуществляются поставки – 95 % - это сухие молочные продукты, сыворотка, жиры. На них, по мнению эксперта, и надо концентрироваться. С точки зрения сырьевой составляющей Россия является конкурентоспособной державой. У страны имеется конкурентоспособная себестоимость. А в Китае высокий уровень цены на сырое молоко и готовую молочную продукцию. «В данной ситуации у нас есть возможности для активного выхода на китайский рынок», - отмечает А. Белов. – «У нас непростая ситуация с точки зрения перспектив развития внутреннего рынка, увеличения объемов потребления. Возможна тенденция к консолидации и повышению эффективности, ухода с рынка неэффективных компаний».


«В данной ситуации у нас есть возможности для активного выхода на китайский рынок», - отмечает А. Белов. – «У нас непростая ситуация с точки зрения перспектив развития внутреннего рынка, увеличения объемов потребления. Возможна тенденция к консолидации и повышению эффективности, ухода с рынка неэффективных компаний».



Рынок молочной продукции России. Факторы развития молочной отрасли в 2019 году. 

В ситуации стагнации экономики и отсутствия серьезного роста реально располагаемых доходов населения, по мнению эксперта, рассчитывать на серьезный прирост потребления молочных продуктов внутри страны можно только при изменении экономических условий. Это создает предпосылки для осознанной необходимости выхода на экспорт. «Потенциал для экспорта у нас хороший, возможностей для производства сырого молока и переработки тоже существуют и этим необходимо пользоваться», констатировал А. Белов.

Артем Сергеевич также обрисовал ситуацию внутри России. Согласно динамике последних 5 лет благодаря идеям импортозамещения ситуация в молочной отрасли страны хорошая! «Но реального импортозамещения не происходит. Рост производства сырого молока не успевает замещать выпадающий импорт». Импорт за последние 6 лет снизился практически на 4 млн т. Однако был прирост в производстве товарного молока на 2,6 млн т. «Есть тенденция роста самообеспечения, снижения спроса и продолжающегося сокращения реально располагаемых доходов населения. За последние 5 лет только по официальной статистике объем потребления упал на 8 %», - приводит печальную статистику эксперт.

В части прогноза на ближайшее будущее А. Белов отмечает, что в 2019 году будет стабильный объем потребления на уровне прошлого года. По итогам первого квартала видно прирост потребления, но это небольшой объем ввиду отсутствия прироста реально располагаемых доходов населения. При этом отрасль увидит достаточно серьезный прирост производства товарного молока. По итогам первого квартала прирост производства составил практически 4 %. При этом объем чистого импорта с учетом экспорта в объеме примерно 700 тыс т составит чуть более 5 млн т. В этом году примерно 500-600 тыс т молока будет сохранено, «уйдет в запасы». В прошлом году произошло снижение запасов по сухому молоку на 7 %, в цельномолочных продуктах - на 30 %, но выросли запасы сыров – на 8 %.

Прирост производства, который наблюдался ранее, обеспечивался комфортной ценовой ситуацией, которая сейчас сохраняется. Замечено, что в текущем году цена на 10 % выше, чем на аналогичный период этого года. По итогам года цена будет стремиться к значениям пиковым, которые наблюдались в 2017 году. Согласно анализу ситуации разрезе регионов, в большинстве регионов цена выше, чем в предыдущие периоды. В среднем по России цена находится на уровне января. Это создает благоприятные условия для прироста товарного молока по итогам года. «Что с ним будет, если спрос достаточно вялый? – задается вопросом А. Белов. И тут же дает ответ: «Возможно, оно уйдет в запасы».

Эксперт проанализировал ситуацию с себестоимостью молочной продукции. По его мнению, достаточно серьезно может вырасти себестоимость до конца года по молоку. Основными составляющими этих затрат являются дизельное топливо, жмых, зарплата, бивалютная корзина. Это факторы, которые влияют на себестоимость. Эксперт высказался и о мерах государственной поддержки молочной отрасли. Прогнозируется, что в 2019 году уровень государственной поддержки останется на уровне 2018 года, возможен прирост!

Основные факторы, которые будут определять устойчивое развитие отрасли в 2019 году: спрос, доходность, борьба с фальсификатом, вопрос с Белоруссией. Поддержка экспорта – это то, что будет формировать спрос на продукцию, обеспечивать приемлемый уровень цены и доходность. Это тоже связано с курсом рубля и объемом государственной поддержки. 


Подготовил: Иванов Н.В. - MilkLife.ru


Динамику мирового потребления молочных продуктов, изменение биржевых молочных категорий, перспективы инвестирования в производство сыра обсудят на седьмом заседании Молочных сессий  12 сентября в Москве. Подробности и регистрация - по ссылке sessions.milknews.ru