События

Как поднять рынок органики? Рассказали эксперты ниши на международной выставке «ЭкоГородЭкспо-2023»

-
14-я международная выставка органической, натуральной и экологичной продукции «ЭкоГородЭкспо-2023», прошедшая в Москве с 9 по 11 ноября, собрала более 150 производителей и более 6000 участников-посетителей. В рамках события эксперты и производители органической продукции обсудили перспективы развития органического сектора сельхозпроизводства в России на пленарной сессии «Опыт развития органического производства: особенности, проблемы, пути решения», а также на Круглом столе «Встреча ритейла с производителями – эко био органик продукция: путь к потребителю»
15.11.2023

Анализируя текущее состояние органического рынка, исполнительный директор Национального органического союза Надежда Степкина сообщила, что за 20 лет рынок органических продуктов вырос практически в 10 раз и сейчас оценивается в 164,47 млрд долларов. «В 2028 году объем рыка вырастет до 220 млрд долларов, среднегодовой темп роста составит 6% в течении прогнозируемого периода (2023-2028 годы).

Основными потребителями становятся представители поколения зуммеров, а также люди, стремящиеся к здоровому образу жизни или страдающие хроническими заболеваниями. Безусловный лидер производства органики – США (44% рынка), далее - Европа и Китай, а по потреблению впереди Европа (Швейцария, Дания, Люксембург, Австрия, Швеция). По количеству производителей лидируют Индия и африканские страны, в Индии действует 1,5 млн производителей органики от общего мирового числа 3,7 млн производителей», - рассказала Надежда Степкина. Сейчас на планете сертифицировано 76,4 млн га органических земель, это 1,6% площади сельхозземель в мире.

В России рынок органики оценивается в 12,8 млрд рублей, в планах – увеличить объем рынка до 114 млрд рублей к 2030 году. К этому времени, предполагается, что экспорт российской органики вырастет до 27 млрд рублей, а импорт сократится до 24%, количество потребителей вырастет от 1 до 10%. Сейчас в России действует уже 16 органов по сертификации в 12 регионах, это большой скачок для отрасли, отметила Надежда Степкина – ведь несколько лет назад в России работало лишь 1-2 органа по сертификации. В реестре производителей российской органики числится 165 производителей, регионы-лидеры – Ярославская область, Воронежская область, Краснодарский край, Московская область, Республика Мордовия, в целом порядка 50 регионов РФ уже производят органические продукты.

При этом в 2022 году рост органического рынка замедлился. Перед органиками встает серьезная задача популяризировать и развивать сектор.

О сложной трансформации рынка органики рассказал и председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов: «Рынок органики в нынешнем устоявшемся состоянии будет существовать в горизонте 10 лет. С точки зрения экспорта ситуация для нас будет ухудшаться. Развитие же сектора в темпе 40 новых производителей в год очень слабое. Если мы не изменим ситуацию, количество в 2-3 тысячи производителей органики появится в России только через несколько поколений, мы не доживем». Сергей Коршунов отметил и сложности со сбытом органической продукции, а также со слабой просветительской работой: «Сейчас и продавец, и покупатель чаще не знают, что такое органика. Основная задача сейчас для всех участников рынка-расширение нашего сегмента покупателей, надо прилагать к этому усилия».

Органические производители часто сталкиваются с трудностями и в ходе реализации органической продукции. Как рассказал председатель СППСК «Союз органических фермеров Кубани» Сергей Воданюк, сейчас в онлайн-торговле наценка составляет 80-100 процентов (онлайн-магазины работают на пороге рентабельности). «Кроме того, онлайн-формат продажи сегодня не очень эффективен для органики. Это был один из основных каналов популяризации органики. Сегодня это один из основных каналов сбыта гринвошинга, фермерской продукции, эко био продукции», - отметил Сергей Воданюк. По его мнению, в перспективе будут развиваться сетевые продажи органики, а онлайн-продажи будут испытывать трудности.

На эффективность продаж, а также на уровень доверия потребителей к органической продукции влияет и упаковка, считает предприниматель Константин Шарец (семейная компания выращивает голубику в девственных лесах Беларуси и Рязани): «Мы не тратимся на упаковку – наоборот, она помогает нам продавать товар». Компания перешла на экоупаковку из деревянного шпона, с подложкой из пергамента – и стала получать позитивную обратную связь и от покупателей, и от торговых сетей.

Евгений и Олеся Ермолины, создатели первого и единственного в России сертифицированного магазина органических продуктов «Рожь да Лён» Евгений и Олеся Ермолины, тоже отметили важность привлекательности упаковки для привлечения потребителя, а также подтвердили эффективность офлайн-продаж: «Только офлайн-магазины просвещают и рассказывают, что такое органика».

Участники дискуссии подняли вопрос о недостаточной осведомленности потребителей об органической продукции. По собственному опросу компании «Черный хлеб», от 30% до 50% покупателей не разбираются в органической продукции, а также не понимают ценообразования на органические товары, рассказал руководитель отдела продаж компании Александр Беседин,  предложив фонду «Органика» провести масштабный соцопрос населения для выявления уровня просвещенности в сфере органического производства.

Как правильно работать с потребителями и просвещать их – об этом рассказала директор департамента по стратегическому маркетингу группы компаний «Агранта» (бренд «Углече Поле») Анна Хворостяная. Для компании «Агранта» (в нее входит сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга», один из пионеров органического производства в России) работа в органике – это философия. «Мы – бренд про знания и бренд про впечатления. Например, одна из наших идейных задач  - возродить культ отечественного сыра. Для этого есть серьезная научная база, в лице Угличской биофабрики, где производятся отечественные закваски, ВНИИМС, где работают с рецептурами сыров, защищенными ГОСТом, и технологии, которые были в свое время привезены в том числе из Швейцарии и адаптированы еще Николаем Верещагиным, основателем российского сыроделия», - отметила Анна Хворостяная. А на базе Угличского сыродельно-молочного завода (УСМЗ, входит в состав холдинга «АгриВолга») скоро откроется музей «СырКультПросвет», где можно будет узнать об истории русского сыроделия и современном производстве, а также продегустировать продукцию. Также компания публикует научные статьи и издает книги (например, «Органика. Мифы и реальность» или «Сага о русском сыре»). «На рынке есть стагнация, но запрос на органику есть, в том числе от ритейла. Потребитель становится осознанным, хочет постоянных продуктовых новаций. И в нашей молочной и мясной органике они постоянно появляются, наши технологи - в постоянной работе над новинками», - отметила Анна Хворостяная.

Директор по технологиям и эффективности СТМ торговой сети «Перекрёсток» Сергей Филиппов подтвердил, что четкого понимания органики у покупателей пока действительно нет, но отметил, что покупатели все более внимательно изучают состав продукта, интерес к натуральному составу вырос на 6%, а СТМ здорового питания покупательская аудитория замечает все более активно. Например, «Зеленая линия», собственная торговая марка «Перекрестка», в этом году стала первой по ассоциации со здоровым образом жизни. И сеть «Перекресток» готова более активно развивать продажи продуктов здорового питания. «Мы готовы идти на более глубокое сотрудничество с поставщиками и производителями. Например, не требовать постоянного присутствия товара, учитывая, скажем, неурожайность и непростые экономические условия. Работая с нами, необязательно быть крупным поставщиком. У нас есть поставщики, которые поставляют 1-2 вида товара», - сказал Сергей Филиппов.

Маленьким поставщикам – фермерам – зайти в торговые сети помог, в том числе, проект «Ешь деревенское», рассказала директор по бренду и коммуникациям проекта «Ешь Деревенское» Валентина Кузьмич. Сейчас в проект входит до 80 фермерских хозяйств. Однако судьба продуктов, маркируемых «эко» и «био», вызвала дискуссию. Как известно, по внесенным в закон поправкам, такая продукция, как и «органик», должна пройти сертификацию.

Эксперт NielsenIQ Екатерина Ли отметила смену покупательского поведения потребителей: «По данным исследования NielsenIQ, сегодня термин «устойчивое развитие» потребители воспринимают как заботу о планете, глобальные инициативы, но не шаги, которые они могут сделать сами». Важно вовлекать потребителей в саму философию органики, считает эксперт. При этом тех, кто уже уверенно продвигает идеалы органического производства, уже около 40%. А роль бизнеса здесь – расширять ассортимент, оптимизировать цену (как самый чувствительный параметр для выбора любого продукта), вводить программы лояльности, а также реализовывать органику не на выделенной полке, а на разных полках в магазине.

Производители поделились и своим практическим опытом, путями решения трудностей. Например, председатель правления группы компаний «АРИВЕРА» Илья Калеткин (компания работает с 1996 года, а с 2009 года производит органику) рассказал об опыте применения биопрепаратов: пока он был не очень удачен. «Мы сделали вывод, что ничего лучше, чем севооборот, для органики пока нет. Мы рассчитывали, что включим в технологию нашей работы и биопрепараты, но пока результаты не слишком успешны. Мы предложили производителям совместный практический эксперимент: мы предоставим поля, семена, техников и кадры, а производители биопрепаратов – свою продукцию и технологию. Посмотрим, что получится в результате».

Также о своем опыте работы в органике рассказали и другие органики. О выращивании необычных культур в органике рассказал главный агроном ООО «Агробионика» Миндаугас Скруздис (компания с 2019 года выращивает в Калининградской области на 2000 га сертифицированной земли органическую коноплю). Опытом перевода пасеки на органический способ пчеловодства поделился заместитель руководителя по качеству и сертификации ИП Харрасова Эдуард Файзуллин (Семейная пасека имени Г.Р.Чернышева, ТМ Живой мед, компания участвует и в пилотном проекте Республики Башкортостан по развитию бортевого пчеловодства).

Директор фонда «Органика» Вячеслав Федюнин отметил важность просветительской работы с аудиторией начиная со школьного возраста (например, фонд выпустил мотивационные ролики, которые понятным языком рассказывают детям об органике, количество просмотров уже превысило 45 тысяч). А самое важное – объединение усилий производителей органической продукции для развития рынка.

Источник: MilkLife.ru по материалам Национального органического союза