Аналитика

Тенденции изменения спроса на продукцию молочного животноводства

Барсукова Н.В. , Лозовая О.В. , Ванюшина О.И.
В статье раскрываются вопросы, связанные с трансформацией потребительского спроса на молоко и молочную продукцию в связи с изменением экономических условий под влиянием ограничений, вызванных пандемией covid -19
30.09.2022

В настоящее время молочное скотоводство является одной из ведущих отраслей животноводства, развитие которой имеет важное значение в обеспечении продовольственной независимости страны и в социальном аспекте. Эта отрасль, одна из немногих, приносящая ежедневный доход.


Молоко – ценны пищевой продукт


Молоко - полноценный и калорийный продукт питания. По химическому составу и пищевым свойствам оно не имеет аналогов среди других видов естественной пищи, так как в его состав входят наиболее полноценные белки, молочный жир, молочный сахар, а также разнообразные минеральные вещества, витамины, большое количество ферментов и других биологических соединений, которые легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом.


1 июня – Всемирный день молока


"Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» — эта фраза в полной мере относится к 1 июня — дате, когда весь мир отмечает не только Международный день защиты детей, но и Всемирный день молока (WorldMilkDay), цель которого популяризация молока и молочных продуктов и информирование населения о деятельности, связанной с молочным производством.


Молочная отрасль обеспечивает стабильную экономику


Экономическое значение молочного скотоводства заключается в том, что эта отрасль обеспечивает стабильное и равномерное поступление доходов в течении года, а также способствует рациональному использованию трудовых ресурсов, сглаживает сезонность использования труда в сельскохозяйственном предприятии.

Лидеры по производству молока в России:

  • Татарстан (1,9 млн тонн);

  • Башкортостан (1,7 млн тонн);

  • Краснодарский край (1,5 млн тонн);

  • Алтайский край (1,2 млн тонн);

  • Ростовская область (1,1 млн тонн).

В отрасли молочного скотоводства есть свои особенности:

  • молочные коровы являются основными средствам производства и участвуют во многих производственных циклах;

  • недостатки кормления коров сказываются на продуктивности животных, их нельзя компенсировать последующим кормлением, а срок лактации ограничен;

  • в молочном скотоводстве при недостатке протеина в кормах надои молока резко снижаются;

  • основная продукция поступает, обрабатывается, хранится и реализуется ежедневно, поэтому нарушения хотя бы в одном звене ведут к ухудшению качества продукции.

  • На сегодняшний день Россия – один из крупнейших в мире производителей молока и молочной продукции – 6 место в мировом рейтинге.

В 2021 года увеличились отгрузки практически всех категорий молочной продукции:

  • молочная сыворотка (+80%, Казахстан, Беларусь, Китай);

  • сыры (+27%, Казахстан, Украина);

  • СЦМ (+27%, Китай, Беларусь);

  • мороженое (+25%, США);

  • питьевое молоко и сливки (+22%, Украина, Казахстан, Грузия);

  • кисломолочная продукция (+10%, Узбекистан, Казахстан, Украина);

  • «сырные продукты» (+2%, Казахстан, Узбекистан);

  • творог (+2%, Украина).

Сократился экспорт «сгущенки» (-11%) и сливочного масла (-7%, Казахстан, Армения).

При этом сыры и творог сохраняют лидирующую позицию в стоимостной структуре экспорта молочной продукции с долей 26%.

Обеспечение населения молоком и молочными продуктами является актуальным вопросом продовольственной безопасности. Поэтому на государственном уровне развитие молочного скотоводства определено приоритетным направлением аграрной политики, на которое направлена финансовая поддержка государства.


Для качественного развития молочного скотоводства необходимо развитие зоотехнической работы


Молочное скотоводство - сложная отрасль, отличающаяся высокими трудозатратами и капиталовложениями. Для продуктивного развития молочного скотоводства необходим также высокий уровень зоотехнической работы. Серьезные требования предъявляются к организации кормовой базы.


Необходимо улучшать условия содержания крупного рогатого скота


Проблема скотоводства в России всегда была острой. В первую очередь из-за того, что рынок насыщен зарубежной молочной продукцией. В последнее время сложилась такая ситуация, что закупочные цены на молоко минимальны. Это ведет к уменьшению поголовья КРС. Поэтому необходимо улучшить условия содержания КРС.


Условия содержания скота можно улучшить посредством применения нового оборудования


Технология содержания и разведения их должна быть отработана до мелочей, так как применение только современных автоматизированных линий позволит существенно облегчить труд работников ферм, а также улучшить условия содержания животных и будет способствовать росту производительности.


Государство осуществляло меры поддержки отрасли в 2021 году


Для поддержания молочной отрасли в 2021 году государством были сохранены все направления государственной поддержки, сохранена компенсация части прямых понесенных затрат при строительстве и усовершенствовании молочных ферм. В целях поддержания производителя молочной продукции введена дополнительная поддержка на приобретение кормов в связи с их удорожанием.


Карантин затронул молочную отрасль частично


Карантинные ограничения, серьезно повлиявшие на целый ряд секторов экономики, затронули российскую молочную отрасль лишь отчасти. Производители почувствовали изменение потребительских предпочтений и колебания спроса, но каких-то революционных изменений COVID-19 не принес: упал объем заказов со стороны социальной сферы и сектора HoReCa (отели, рестораны, кафе), но вырос спрос розничных потребителей.


Производители начали охотнее использовать цифровые технологии


Производители активнее стали использовать возможности цифровых технологий в период карантина, размещая рекламу своей продукции в одной из соцсетей, важно то, что она бесплатна, а потребители могут непосредственно ознакомиться с производственными процессами, так как выкладываемые ролики позволяют увидеть, как делается в реальном времени продукция, как разливается молоко. Такая реклама ближе потребителю и нагляднее, нежели реклама телевизионная, что является очень перспективным направлением для продвижения продукции.


Потребитель начал выбирать более традиционные продукты


Структура потребительского спроса в последние 2 года изменилась в сторону увеличения потребления более простых и привычных продуктов. Многие люди на карантине стали больше уделять внимания своему здоровью и качеству продуктов. Тренд на правильное питание дает новый спрос, а значит он продолжит только расти. Работа в карантин поставила многие предприятия перед необходимостью перестройки внутренних бизнес-процессов. Причем все изменения было необходимо внедрить в достаточно сжатые сроки.


Около 40% предприятий российской молочной отрасли не проводили комплексную модернизацию несколько десятилетий


По разным оценкам, до 40% мелких и средних российских предприятий в молочной отрасли не проводили комплексную модернизацию несколько десятилетий. Лояльность их клиентов сформировалась еще в советские времена, у таких игроков нет ни бюджета на маркетинг, ни сайтов, а дизайн их упаковки устарел. Вызовы 2020-х не позволят таким предприятиям ехать по старым рельсам. Конкуренция в секторе растет, а потребитель меняется. Значительной части аудитории теперь важны бренд, дизайн и позиционирование продукта на рынке. Это означает, что небольшие фермы, компании — наследники старых неэффективных колхозов и другие производители, которые не прошли модернизацию, но могли бы остаться на рынке в более спокойное время, в кризис начнут стремительно покидать сектор.

Следовательно, молочная отрасль является чрезвычайно важной для российской экономики и вносит значительный вклад в продовольственную безопасность страны. Так как молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе населения России.

Источник: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия : Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 10–11 марта 2022 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 55-58.