Законодательство

Новый этап маркировки молочной продукции

-
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый этап обязательной маркировки молочной продукции, подразумевающий под собой следующие нововведения: предприятия розничной торговли обязаны сканировать коды DataMatrix на кассе и передавать сведения в систему маркировки «Честный ЗНАК» с использованием онлайн-касс. Также с этой даты в систему маркировки необходимо передавать сведения о приемке товара в виде объемно-сортового учета – информацию о коде товара и количестве отгружаемого маркируемого товара с помощью системы электронного документооборота (ЭДО).
11.09.2022

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВВЕДЕНЫ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МОЛОКА И ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ?

С целью подготовки к новому этапу маркировки необходимо было выполнить следующие шаги:

  • Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП.

  • Установить программное обеспечение для работы с УКЭП. Если УКЭП уже оформлена на руководителя организации или ИП для работы в системе маркировки, заказывать новую для работы с ЭДО не нужно.

  • Зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК».

  • Выбрать оператора сервиса ЭДО на сайте Честный ЗНАК в разделе «Технологические партнеры и Интеграторы» - «Операторы ЭДО». Для малых организаций подойдет бесплатный функционал сервиса ЭДО Лайт, интегрированный в личный кабинет участника системы Честный ЗНАК.

  • Проверить наличие роуминга между выбранным сервисом ЭДО и сервисами ЭДО ваших контрагентов (поставщиков маркированной продукции).

  • Подключиться к сервису ЭДО для отгрузки и приемки товаров и провести тестирование обмена электронными документами (УПД).

  • Протестировать процессы продажи и обеспечить наличие 2D-сканнеров на кассах.

  • Обновить кассовое программное обеспечение.

  • Начать передачу сведений по ЭДО и вывод из оборота с помощью онлайн-касс с 1 сентября 2022 года.

Также, не стоит забывать о регулировании данного аспекта: в соответствии со статьей 15.12 КоАП за отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки, а также за нарушение работы с товаром, подлежащим маркировке, предусмотрена административная и уголовная ответственность:

  • Для должностных лиц от 1000 до 10000 рублей.

  • Для юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей.

КАК ПРОШЛО НАЧАЛО НОВОГО ЭТАПА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ?

Национальный союз производителей молока сообщает о том, что на момент 30 августа около 2% товарных единиц молочной продукции оснащены кодами, которые не считываются, в денежном выражении потери составляют 38,7 млрд рублей. Также, в союзе сообщают об издержках, которые понесут производители в связи с утилизацией продукции, коды которой не смогли быть считаны на кассе.

Помимо проблем для производителей молочной продукции, для предприятий розничной торговли также существуют трудности: в Союзмолоко констатируют, что большая доля организаций традиционной розничной торговли не готовы к вступлению в силу обязательных требований, не подключены к электронному документообороту и не смогут с 1 сентября 2022 года направлять сведения о кодах молочных товаров. Это означает, что отгрузки продукции в такие организации с 1 сентября 2022 года станут невозможны. 

Однако, сообщается, что правительство планирует с 2023 года оказывать государственную поддержку переработчиков молока – возмещение до 70% затрат на модернизацию объектов АПК, связанную с закупкой и установкой оборудования для маркировки молочной продукции.

ПОЧЕМУ СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ?

  • Во-первых, в стране существует большое количество сельских магазинов, которые не успевают за техническими требованиями государства и которым очень сложно и дорого внедрять новое оборудование. Да и стабильный интернет в 2022 году есть далеко не во всех уголках России (причем, и центральной тоже).

  • Во-вторых, из-за переноса этого этапа маркировки с апреля на сентябрь у многих сложилась уверенность, что его так и будут откладывать в долгий ящик, а то и вовсе отменят. Но этого не произошло.