Главное меню
По оценкам генерального директора Союзмолоко Артема Белова, уходящий год сложился для молочной отрасли положительно, несмотря на пандемию коронавируса. “По итогам первого полугодия доходы населения сократились на 3,7%, однако спрос на молочную продукцию не снизился”, - отметил он.
Вырос интерес к молокоемким продуктам, таким как масло, сыры и сметана. Эти продукты используются для приготовления блюд в домашних условиях.
По словам Артема Белова, на это повлияло несколько факторов. “Во-первых, это выделение государством порядка 400 млрд рублей социальной поддержки населению из-за коронавируса. Во-вторых, закрытые границы, из-за чего часть самого платежеспособного населения не уехало в летние месяцы. Кроме того, заметно изменилась и структура спроса: вырос интерес к молокоемким продуктам, таким как масло, сыры и сметана. Эти продукты используются для приготовления блюд в домашних условиях, тренд на домашнее потребление получил широкое развитие в пандемию”, - отметил гендиректор Союзмолоко.
Изменение потребительского поведения привело к большему доверию покупателей локальным брендам.
По словам управляющего партнера The Boston Consulting Group Максима Бахтина, вынужденное изменение потребительского поведения привело к большему доверию покупателей локальным брендам. “Больше половины российских потребителей поменяли свои привычки: то, как они работали и проводили свободное время. Это, в том числе, привело к увеличению доверия покупателей к локальным брендам”, - отметил он.
Вместе с тем, аналитики заметили, что на отрасль оказывает негативное влияние ценовая ситуация на рынке. “Темпы роста цен были ниже инфляционных значений. Очень сложно было вести диалог об изменении цен с торговыми сетями. Цены на молочную продукцию выросли (3,8%), но рост был существенно ниже средних потребительских цен (5,1%). С одной стороны, это оказало положительное влияние на спрос. Однако, с другой стороны, такая ситуация несет в себе существенные риски для отрасли на фоне роста себестоимости производства и, как следствие, снижение доходности”, - подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.
Цены на молочную продукцию выросли (3,8%), но рост был существенно ниже средних потребительских цен (5,1%).
Развитие рынка в дальнейшем во многом зависит от того, как правительство будет отвечать на текущую ситуацию, считают эксперты. Участники дискуссии ожидают падения ВВП на уровне 4-6%, рост безработицы - от 5 до 7%. Кроме того, часть населения потеряет занятость частично. Это будет оказывать негативное влияние на спрос. “Вряд ли стоит ждать восстановления доходов населения в 2021 году. Факторы, которые оказывали положительное влияние на рынок в 2020 году, не будут способствовать развитию спроса в следующем. Можно ожидать снижения или, как минимум, стагнации спроса на уровне 2020-го. На этом фоне можно прогнозировать увеличение потребления более дешевых продуктов с заменителем молочного жира”, - заметил Артем Белов.
Можно прогнозировать увеличение потребления более дешевых продуктов с заменителем молочного жира.
Участники встречи сделали прогнозы на будущий год. Так, генеральный директор аналитического агентства GIRA Кристоф Лафужер ожидает прироста потребления и производства молока в Китае. “Объем производства товарного молока в Китае вырастет на 25% в следующие 5 лет. Мы видим значительное увеличение инвестиционной активности на уровне производства молока со стороны крупных игроков. Кроме этого, прогнозируется рост спроса и производства технических ингредиентов из молока. При этом большая часть ингредиентов будет идти на китайский рынок из-за рубежа”, - считает эксперт.
На российском молочном рынке аналитики ожидают увеличения экспортной активности и роста производства товарного молока. “Мы прогнозируем прирост экспорта - до 24% в натуральном выражении с учетом той динамики, которая есть сейчас. Кроме этого, будет значительный прирост производства товарного молока - до 3%, а также снижение импорта молочной категории - до 7%”, - сказал Артем Белов.
Мы прогнозируем прирост экспорта - до 24% в натуральном выражении. Кроме этого, будет значительный прирост производства товарного молока - до 3%, а также снижение импорта молочной категории - до 7%”.
Важной темой для обсуждения стали изменения в законодательстве и государственная поддержка в 2021 году. “Ситуация с господдержкой в молочной отрасли остается стабильной по сравнению с другими секторами. По итогам года мы видим рост объемов поддержки по отдельным направлениям, в частности по льготным кредитам, а также возмещению части прямых понесенных затрат. В следующем году направления и объемы господдержки останутся теми же. Будут расширены перечни направления целевых льготных кредитов, пролонгирована льготная ставка НДС на импорт племенного скота, расширено использование льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов”, - рассказал генеральный директор Союзмолоко.
В следующем году направления и объемы господдержки останутся теми же.
В онлайн-конференции приняли участие более 70 руководителей предприятий молочного сектора, в том числе участники рейтинга ТОП-30 производителей и переработчиков Milknews. Следующее заседание “Молочных сессий” пройдет 15 апреля 2021 года в очном формате. Официальный спонсор клубных встреч главных инвесторов отрасли - компания “Кизельманн”.
Источник: Пресс-служба Союзмолоко