Упаковка

Анализ рынка упаковочного оборудования: стабильный спрос на новые технологии

Unipack.Ru
Мировой рынок оборудования для упаковки развивается в сторону появления новых высокопроизводительных машин с постоянно увеличивающейся долей автоматизации и универсализации их использования. Это соответствует основным требованиям потребителей, которые хотят максимально сократить влияние человеческого фактора при упаковке своей продукции. В России доля ручного труда в отрасли гораздо выше, но из-за присутствия ведущих мировых производителей это отставание сокращается, хотя рост рынка пока ниже общемировых темпов.
07.07.2019

Основным объектом приведенного ниже исследования является оборудование для упаковки продукции в гибкие полимерные материалы — пленку или одноразовые пакеты.

Структура мирового рынка упаковочного оборудования по отраслям потребления

По данным исследовательского агентства Allied Market Research, объем мирового рынка упаковочного оборудования в 2017 г. превысил 42 млрд долларов. Наибольший объем пришелся на сегмент фасовочных машин, который, по всей вероятности, будет доминировать и в дальнейшем.

Среди отраслей потребления с большим отрывом лидирует пищевая промышленность: сектор оборудования для упаковки продуктов питания и напитков занимает более 60% рынка. Аналитики прогнозируют дальнейший рост этого сегмента, поскольку ежегодный прирост населения в мире превышает 75 млн человек. Предполагается, что основное увеличение спроса будет наблюдаться со стороны стран с развивающейся экономикой. Кроме того, к 2050 году в связи с достижением численности населения в 9 млрд человек ожидается увеличение потребления сельскохозяйственной продукции на 69%.

Заметную часть рынка занимает также фармацевтика. Все остальные отрасли потребления имеют доли не более 5%.

Тенденции развития мирового рынка гибкой упаковки

Исследуемый рынок развивается под действием следующих факторов:

  • уменьшение порционности упаковки, определяемое модой на здоровый образ жизни;
  • рост популярности упаковок типа пакетов-паучей, саше, стикпаков и т. д в связи развитием сетей фастфуда;
  • увеличение спроса на умную упаковку с применением электроники, микродатчиков, платформ аутентификации и интернета вещей. Соответственный рост потребности в специализированном оборудовании для работы с такой упаковкой;
  • возросшие требования к экологичности используемой упаковки;
  • желание потребителей покупать продукцию с увеличенным сроком годности, для чего необходимы специальные виды многослойной упаковки с высокими барьерными свойствами;
  • уменьшение толщины пленок при сохранении всех необходимых свойств за счет применения новых технологий (БОПА, БОПЭТ, БОПС и БОПП).

Анализ экспортно-импортных операций с упаковочным оборудованием в России в 2017 г.

В натуральном выражении больше всего оборудования в РФ импортируется из Китая (немногим менее половины всего объема). Заметные доли в российском импорте имеют страны Евросоюза (Германия, Италия, Нидерланды), а также Тайвань. Интересно, что в стоимостном выражении доля китайской продукции составляет всего 7%, что говорит от том, что она значительно дешевле европейской. По стоимости поставленной продукции лидируют Германия (30%), Италия (27%) и Испания (8%). Это связано с тем, что из этих стран поставляется высокотехнологичная брендованная продукция, которая стоит намного дороже, чем китайское оборудование.

Объемы экспорта упаковочной техники из России были незначительны (около 1% от общего размера импорта).

Требования и предпочтения при выборе упаковочного оборудования российскими потребителями

Количество потребителей оборудования для мягкой упаковки в России огромно. Однако на основе проведенного анализа специалистам удалось выделить наиболее важные факторы, которые влияют на выбор:

  • Скорость фасовки и упаковывания и высокая производительность оборудования.
  • Максимальная степень автоматизации процесса упаковки с целью исключения человеческого фактора.
  • Вертикальная фасовка. Это более быстрый и надежный способ упаковки.
  • Надежность, ремонтопригодность и доступное сервисное обслуживание.
  • Энергоэффективность оборудования.
  • Условия приобретения: отсрочка платежа, лизинг, скидки. При нормальных финансовых условиях потребители предпочитают европейское оборудование с более высокой остаточной стоимостью.
  • Повышенные требования к маркировке и этикетированию.

Отдельно было проведено исследование потребления гибкой упаковки в России в разрезе применяемых материалов. Около 80% всей продукции упаковывается в однослойные пленки низкой плотности (LDPE и BOPP). Доля барьерных пленок (многослойных полимеров, обладающих повышенной влаго-, свето- и воздухонепроницаемостью) составляет 5%. Твист-упаковка — материал, способный сохранять перекрученное состояние — разработана специально для изготовления оберток конфет и других кондитерских изделий.

Прогноз развития рынка упаковочного оборудования до 2023 г.

По данным Allied Market Research, объем мирового рынка оборудования для упаковки может достигнуть 62 млрд долл. при среднегодовом росте в 6,7%. Наиболее быстрорастущими станут сегменты упаковки для косметической промышленности и оберточных машин.

В России рынок также будет расти, хотя и более умеренными темпами. В 2019–2020 гг. аналитики предполагают, что динамика отрасли будет повторять динамику развития пищевой промышленности, т. е. иметь CAGR на уровне 3-4%. Начиная с 2021 г. с улучшением ситуации в стране рынок упаковочного оборудования ускорит рост до 4-5% в год. Таким образом, к 2023 г. его объем может превысить уровень 2017 г. на 30%. 


Источник: article.unipack.