интервью и комментарии

Факторы и тенденции развития молочной отрасли в 2020 году

Алексей Груздев
Директор «Streda consulting»
Каким был 2019 год для молочной отрасли? Что будет влиять на развитие молочной отрасли в 2020 году? Алексей Груздев, директор «Streda consulting» своем докладе рассказал о факторах, оказавших влияние на молочную отрасль в 2019 год, отметив ключевые и обозначил тенденции развития в новом, 2020 году.
27.01.2020

Эксперт рассказал об определенных факторах, которые оказали влияние на молочную отрасль в 2019 году.

Первый фактор, который уже многие годы сильно влияет на развитие молочной отрасли России – это доходы населения страны. С одной стороны, молочная категория является социально значимой, и большая часть населения потребляет ее в больших количествах и регулярно. Но, с другой стороны, «молочная продукция довольно резко дорожает, за последние 4 года в два раза, а доходы населения упали на 10 %», - отмечает эксперт. Поэтому, ожидать серьезного рывка потребления очень сложно, но рынок продолжает развиваться и большинство игроков связывают с ним большие перспективы.

Если посмотреть на ситуацию, связанную с потреблением молочной продукции в России, то в последние несколько лет потребление молочной продукции на фоне снижения реальных доходов населения сократилось. «По консервативным оценкам Росстата потребление молочной продукции снизилось на 10 кг с 2012 года. Однако, 2019 год оказался очень специфическим: в общем потребительский спрос падал, однако потребление молочной продукции росло», - объясняет эксперт. В данном случае, ключевым фактором послужили меры, которые предпринимает государство по борьбе с фальсификацией молочной продукции, такие как внедрение электронной ветеринарной сертификации, изменения в Техническом регламенте Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», новые правила по выкладке молочной и молокосодержащей продукции на полках магазинов. Все это привело к тому, что «производители, которые раньше концентрировались на производстве молокосодержащих продуктов, сегодня трансформируются в производителей, выпускающих молочную продукцию без заменителей молочного жира. А это провоцирует рост спроса у населения», - констатирует А. Груздев.

Продолжая тему потребления молочной продукции, эксперт отмечает, что в классических потребительских категориях, например, в категории «цельномолочная продукция» продолжает сохраняться отрицательная динамика, однако, в категории В2В молочной продукции (сухое молоко, сливочное масло, сыры) появился рост, благодаря ранее отмеченной трансформации производителей молочных продуктов.

Вторым важным фактором, который касается розничного потребления, является снижение уровня потребления за счет традиционных категорий, в то время как современная молочная категория показывает рост. Это говорит о том, что «благодаря подорожанию и трансформации рынка страдает наименее обеспеченный потребитель».

Эксперт также отмечает, что тенденции развития отечественного производства молочной продукции полностью проецируют на себя то, что происходит в ее потреблении за одним небольшим исключением - сливочное масло, где производителям сложнее конкурировать с импортной продукцией. Иными словами, «при сегодняшних ценах на молоко-сырье сливочное масло отечественного производства немного проигрывает перед импортным. Оно более дорогое». В связи с этим А. Груздев называет 2019 год уникальным годом с точки зрения импорта молочной продукции. «Если предыдущие 4 года импорт стабильно снижался и все ожидали, что в 2019 году он продолжит свое падение, то уже сегодня виден прирост импорта за счет молочных жиров», - объясняет эксперт.

Третий немаловажный фактор, повлиявший на молочную отрасль в 2019 году – это развитие экспортной политики. «Это направление может дать колоссальный рывок молочной промышленности России. Но на сегодняшний момент успехи пока не так велики», - с сожалением отмечает А. Груздев. Причиной тому является тот факт, что практически весь экспорт молочной продукции России сконцентрирован на территории стран СНГ. Это традиционные для российских производителей рынки. Россия здесь занимаем неплохие позиции и даже выигрывает конкуренцию с Белоруссией. Однако, «государство и Россельхознадзор принимают активные меры для того, чтобы открыть рынки по продвижению отечественной молочной продукции. Потенциал для развития есть!», но он будет зависеть от нескольких ключевых вещей. Во-первых, от стоимости молока-сырья на рынке, а во-вторых, это девальвация – то, что дает конкурентноспособность на мировом рынке. «Будет хорошая конъюнктура и у компаний будет желание поставлять продукцию в третьи страны», - сказал А. Груздев.

Эксперт второй раз называет 2019 год уникальным годом, но уже с точки зрения ценовой конъюнктуры. «Это первый год, когда в России не наблюдалось традиционного летнего снижения цен на молоко-сырье. И цена с начала года остается достаточно стабильной», сказал он. Благодаря этому она поднялась несколько выше уровня 2017 года.

В то же время цены на молоко-сырье в России существенно выше, чем на мировых рынках. «Это существенно ограничивает возможности развития переработчиков и как с точки зрения экспорта продукции, и с точки зрения более слабых позиций по отношению к импортной продукции. А все это давит на без того слабый потребительский спрос, однако на фоне всего происходящего производство сырья стабильно растет. Производство молока-сырья вещь достаточно инерционная – проекты, заложенные 1-2 года назад, продолжают реализовываться. И с большой долей вероятности мы в 2019-2020 году будем видеть стабильный прирост производства товарного молока примерно на уровне 2-2,5 % в год», - рассказывает А. Груздев.

Четвертый фактор, влияющий и на ценообразование, и на производство молочной продукции – это себестоимость молока-сырья. «В 2019 году, поскольку цены растут, это позволило производителям молока частично отыграть тот опережающий рост затрат, который происходил в 2016-2017 году. Сегодня можно ожидать, что до конца года, либо в первом квартале 2019-2020 года доходность восстановится до уровня 2016 года», - отмечает эксперт.

В заключении А. Груздев дал прогноз развития молочной отрасли России в 2020 году. В частности, он отметил, что за счет роста спроса на молоко-сырье, продиктованной трансформацией производителей молокосодержащих продуктов в производителей молочных продуктов имеется потенциал к приросту производству молока-сырья несмотря на стагнирующее потребление. «По примерным оценкам до конца этого года и в течение следующего мы можем ожидать роста рынка именно в сырье примерно на миллион тонн. Это хороший потенциал для производителей», - сказал эксперт. – «Также рост цен позволит подтянуть доходность производства, а слабый спрос на молочную продукцию и возможности реализации на рынке со стороны переработчиков дадут небольшой прирост по цене. 2020 год будет стабильным в ситуации более четкого структурирования рынка с точки зрения спроса на молочную продукцию».

В конце А. Груздев перечислил факторы, которые будут влиять на развитие молочной отрасли России в 2020 году. 

В частности, это:


  • Доходы населения.

  • Взаимодействие с Белоруссией и импорт молочной продукции.

  • Уровень цен на мировом рынке на молоко-сырье

  • Динамика себестоимости производства молочных продуктов.

  • Стабильность мер и условий господдержки.

  • Развитие экспортных поставок и присутствие страны на международных рынках.

  • Продолжение борьбы контрольно-надзорных органов с фальсификацией молочной продукции. 



Подготовил: Иванов Н.В. - MilkLife.ru