интервью и комментарии

«Нужно сохранять такие продукты и ту историю, которая у нас имеется, гордится и чтить ее»

Екатерина Ожиганова
Заместитель генерального директора по качеству АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н. В. Верещагина
Портал MilkLife.ru знакомит читателей с историей становления российской молочной отрасли. Представляем комментарий по докладу Екатерины Ожигановой, заместителя генерального директора по качеству АО «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА им. Н. В. Верещагина, которая рассказала об истории Вологодского масла, его историческом значении для региона и присвоении ему наименования места происхождения товара (НМПТ).
31.10.2019

Из страниц истории бренда

Бренд Вологодское масло был создан в 19 веке и неразрывно был связан с именем Н.В. Верещагина. В 1880 году на территории Вологодской губернии был открыт первый маслодельный завод в селе Молочное (старое название – Фамильское). Ныне это учебно-опытный молочный завод. В 1930 году Н.В. Верещагиным масло было переименовано в «Парижское». А в 1939 году вернуло себе прежнее наименование – «Вологодское».

В части стандартизации этот продукт очень длительное время производился по государственному стандарту ГОСТ 12860-67 Масло вологодское. Самый известный государственный стандарт, который сегодня упоминается в СМИ – это ГОСТ 37-91 «Масло коровье. Технические условия». С 1 января 2017 года масло Вологодское было выведено в отдельные технические условия. Они содержат требования к Вологодскому маслу существенно жёстче и шире, чем в ГОСТ 37-91. Принадлежат Технические условия Правительству Вологодской области. Учебно-опытный завод пользуется ими на правах пользования.

Доказательство уникальных свойств Вологодского масла

В 1992 году был принят закон о товарных знаках, знаках обслуживания и знаках места происхождения товара. Впервые в истории современной России было выведено понятие о месте происхождения товара. Его основная цель – это сохранение особых свойств и уникальности товара. В 1994-96 году молочный завод на базе ВГМХА начал проводить масштабные исследования для сбора доказательной базы об уникальных свойствах этого товара. Так получилось, что потребители связывали продукт, который продавался в магазинах с учебно-опытным предприятием. А в 90-е годы на пищевом рынке появились растительные жиры и продукты на их основе, схоже именнованные и одноименные с этим продуктом. Они стали широко доступны на рынке. К менеджменту завода покупатели направляли различные упаковки. Сегодня в архиве ВГМХА собрана очень большая база этих упаковок. «Это сподвигло нас к тому, что бренд должен защищаться», - констатировала Е. Ожиганова.

В 1996 году предприятие направило в Роспатент заявку на основании собственной доказательной базы на регистрацию патента «Вологодское масло». В 1998 году Вологодское масло было зарегистрировано как наименование места происхождения товара. И стало первым в России продуктом, который получил защиту государства в части пищевых продуктов. И учебно-опытный завод стал первым заводом, который получил свидетельство № 1 на права пользования и места происхождения товара.

Защита и сохранение бренда Вологодского масла: этапы большого пути

В 2001 году Лианозовский молочный комбинат подал возражение в Аппеляционную палату Роспатента, чтобы признать его недействительным. Мотивировано это было тем, что Вологодское масло не какой-то уникальный продукт, а некое название продукта, масла сливочного. И поэтому нет необходимости считать это наименование местом происхождения товара. В борьбе за уникальные свойства, за доказательную базу подключился Институт маслоделия и сыроделия в г. Углич (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия – филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН (ВНИИМС – филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН)). Были проведены масштабные исследования. Исследованы образцы масла Вологодского, которое производили в различных регионах. Были собраны уникальные свойства этого продукта, которые были положены совместно с информацией, которая была собрана архивом ВГМХА и положены в технические условия, с которыми сегодня работает отрасль.

В 2005 году восстановлены в действии в правовые охраны Свидетельства № 1 на Вологодское масло, которое действует сегодня. Имеют право на производство этого продукта 8 предприятий, 7 из которых находятся на территории Вологодской области. Созданы существенные меры по сохранению особых свойств масла в Вологодской области. Губернатором Вологодской области подписано постановление о мерах по сохранению свойств Вологодского масла. Правительство ведет широкую деятельность в отношении сохранения бренда. В регионе создано некоммерческое партнерство вологодских маслоделов. В него входят производители вологодского масла и одной из функций гильдии является борьба с контрафактом.

Борьба с попытками фальсификации Вологодского масла

Вологодское масло сегодня вызывает большой интерес с точки зрения ухудшения его позиций на рынке. Способы незаконного использования сегодня: прямое копирование этикетки, либо это нанесение наименования Вологодского масла на продукт, произведенный за пределами Вологодской области. Или это наименование сходной степени смешения (Вологодское масло, Вологодское подворье, Вологодские узоры и т.д.).

«Лица, которые не имеют свидетельства на производство Вологодского масла не имеют право использовать нормативно-техническую документацию на Вологодское масло в том числе обозначения, сходные до степени смешения», - сказала Е. Ожиганова.

Учебно-опытный завод самостоятельно, так и в составе гильдии вологодских маслоделов ведет активную борьбу с 2001 года, направленную на защиту этого бренда. Порядка 13 административных и судебных дел по пресечению контрафакта были выиграны предприятием. Несмотря на то, что этот бренд имеет защиту государства, он является и любимым брендом среди молочных продуктов России в части детального обсуждения в СМИ. Важно отметить, что запатентовать Вологодское масло сегодня нельзя. Есть в судебной практике опыт, когда была закрыта охрана товарного знака «Вологодское золото». Но надо понимать, что это контрафакт. Соответственно, актуальна и информация в части сроков годности по переводу 20 дней с даты изготовления, когда оно уже перестает считаться Вологодским и переводится в простое сладкосливочное масло. Но это нарушение технического регламента и информация считается недостоверной. Срок годности Вологодского масла далеко не у каждого имеющего право производителя 20 суток. Срок годности подтверждается отдельно каждым изготовителем вологодского масла и может иметь совсем другое значение.

По мнению Е. Ожигановой, Вологодское масло – это бизнес, построенный на богатой истории, на очень широкой научно-доказательной базе. Бизнес, который требует очень большого труда. Те изготовители, которые имеют право на производство этого продукта могли бы производить его гораздо больше исходя из своих мощностей. Однако имею место ограничительные факторы, среди которых можно выделить сырье, которое используется для этого продукта, и заводы, которые имеют право, но не производят этот продукт сегодня в Вологодской области.

«Вологодское масло – это бренд не только Вологодской области, но и Российской Федерации. Мы должны сохранять те уникальные продукты, которые созданы на территории страны. Нужно сохранять такие продукты и ту историю, которая у нас имеется, гордится и чтить ее», - отметила Е. Ожиганова в конце своего выступления. 


Подготовил: Иванов Н.В. - MilkLife.ru