интервью и комментарии

«За этот год требования к маркировке претерпели некоторые изменения»

Ирина Макеева
Зав. лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГАНУ "ВНИМИ"
Как для производителя, так и для потребителя молочной продукции актуальны требования к маркировке продукции. Потребителю очень важно, чтобы этикетка была информативной и легко читаемой, а производителю необходимо отобразить на небольшой этикетке всю информацию о продукте, соблюсти все законодательные нормы и правила. Об изменениях в технические регламенты в части маркировки молочной продукции Ирина Макеева, эксперт по стандартизации, доктор технических наук, член-корр. Академии проблем качества, зав. лаб. стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГАНУ «ВНИМИ» ответила на вопросы Юлии Елисеевой, директора по вопросам технического регулирования Группы компаний Danone в России, в рамках конференции «Техническое регулирование и маркировка», проходившей на международной выставке «Молочная и мясная индустрия-2019».
10.07.2019
Ирина Макеева: За этот год требования к маркировке претерпели некоторые изменения. И уже появились и вопросы, и некий опыт внедрения нормативных документов. Однако надо сказать, что все требования к маркировке, которые существуют сегодня, базируются на системе технического регулирования. И мы все с вами работаем в правовом поле международного договора об образовании Евразийского экономического союза. Россия является одной из 5 стран-членов этого союза. Вместе с нами Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Армения составляют таможенную территорию. Соответственно, все положения международного договора об образовании Евразийского экономического союза – основа нашей работы в части технического регулирования и стандартизации. Для отрасли очень важным является приложение 9 договора: «Протокол о техническом регулировании в рамках ЕАЭС». Основной принцип – одновременное применение требований всех технических регламентов. Они носят минимальный, но обязательный характер. В приложении к договору оговорено, что не должно накладываться никаких дополнительных требований к объекту, который мы рассматриваем. Это касается и маркировки. Мы сегодня имеем два блока технических регламентов. Это регламенты горизонтальные: регламент о безопасности пищевой продукции, регламент о маркировке, регламент о безопасности пищевых добавок, ароматизаторов, технологически вспомогательных средств. И вертикальные регламенты: куда входит регламент ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
Если мы говорим о маркировке пищевой продукции, то установленные требования в регламентах на молоко и на маркировку пищевых продуктов должны применяться одновременно. И очень часто возникают моменты, когда специалисты или не обратили внимание, или забыли, или не придали важности таким моментам, как, например, соответствие наименований пищевых добавок требованиям ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». И такие нарушения мы сплошь и рядом видим на маркировке. Несоответствие этикетки требованиям регламентов.
 

Если мы говорим о маркировке пищевой продукции, то установленные требования в регламентах на молоко и на маркировку пищевых продуктов должны применяться одновременно.




Юлия Елисеева: Значит ли это, что все регламенты, которые вы перечислили должны быть внимательно изучены теми, кто разрабатывает этикетку и применены одновременно? Сталкиваетесь ли вы с ситуацией, когда эти требования противоречат друг другу? Обращаются ли к вам предприятия с такими вопросами? Из того, что я знаю сегодня: нормализованное молоко – это основа основ молочного производства. Имеем ли мы право писать на упаковке формулировку «нормализованное молоко» и не расшифровывать его состав?

Ирина Макеева: Разночтения в требованиях технических документов сегодня часто встречаются. Однако это происходит не из-за противоречивых требований регламента, а из-за неправильного применения требований регламентов. Ведь в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» установлены обязательные требования ко всей пищевой продукции. А особенности маркировки будут обязательны в вертикальных регламентах, которым и является ТР ТС 033/2013. Поэтому мы говорим о том, что ТР ТС 022/2011 требует расшифровки состава продукта на этикетке. Но в ТР ТС 033/2013 есть такой момент: если используются понятия регламента, включающие молочные продукты, то можно не расшифровывать. Но, например, сыр – может быть, как молочным, так и молочным составным продуктом, содержащим пищевые добавки. В подобном случае – ошибки возможны. Второй пример. Для кисломолочных продуктов иногда используется сухое молоко для нормализации. Но это 5-10 кг сухого молока на тонну. И кому нужна информация о том, что это сухое молоко применялось? Определить его в составе невозможно. Это продукты одной природы. Использование в составе продукта формулировки «нормализованное молоко» не требует расшифровки.



Использование в составе продукта формулировки «нормализованное молоко» не требует расшифровки.



Надеюсь, мы придем к тому, что технологические особенности производства молочных продуктов все-таки будут учитываться, встанет на первое место перед неким формальным прочтением требований.

Юлия Елисеева. Мы живем уже несколько лет в момент, когда действуют требования технических регламентов. Когда правоприменительная практика по всем документам уже наработана, следует ожидать большого количества изменений. В этом году вступило в действие изменение № 2 к ТР 033/2013. С какими же основными проблемами сталкиваются изготовители, когда начинают внедрять изменения?

Ирина Макеева. Внедрение Решения ЕЭК № 102-го по изменению в регламента проходило достаточно сложно, проблематично. Все это связано во многом с тем, что предприятия не совсем понимают свои возможности переходного периода. А в данном конкретном случае произошел некий сбой в работе Евразийской экономической комиссии. Изменение по Решению № 102 «О принятии изменения» в регламент было принято в ноябре 2017 года. И в нем была установлена дата введения в действие. Все достаточно сложно, потому что в решении записано: 180 суток с даты опубликования. Кто-то должен был отследить дату опубликования, отсчитать эти 180 суток. И комиссия Таможенного союза это сделала, опубликовала на своем сайте - 16.07.2018 года, которая есть в схеме (рисунок 1). В Решении коллегии № 40, которое установило прекращение действия документов с ранее установленными требованиями, тоже было прописано – 18 месяцев с даты опубликования. На сайте ЕЭК была опубликована дата завершения Переходного периода - 16.01.19 года. И производители были готовы с 16 января 2019 года перейти на новые требования по наименованию и маркировке молокосодержащих продуктов. Но тут оказалось, что комиссия выявила ошибку! Вдруг 19 января оказалось, что дата прекращения действия документов – 11 января 2019 года. Казалось бы, что такое 5 суток? А для многих предприятий – это 10-15 миллионов рублей. То есть получается, что продукция, производимая в течение этих 5 суток, оказалась фальсификатом.


Рисунок 1. – Иллюстрация введения изменений в ТР ТС 033/2013.

Поэтому есть очень важный момент. Нужно обращаться в комиссию и просить обозначать дату окончания документов по ранее установленным требованиям более четко, чтобы не было разночтений.

Юлия Елисеева. Мы задали ряд вопросов в ЕЭК о том, как рассчитывать переходный период. Считать надо с даты официального опубликования и, если в этом решении озвучено 180 календарных дней, то 180-й день – это будет дата вступления решения в силу. Затем точно также отсчитывается дата окончания переходного положений. И конечно же, если считать по календарю 180 дней, а это 24 месяца, то мы имеем риск ошибиться. Поэтому мы задали второй вопрос – планирует ли комиссия указывать конкретную дату окончания, последний день действия переходного периода. Вот ответ Евразийской комиссии: «В связи с неопределенностью определения конкретного срока окончания переходного периода и возникновения споров о дате начала действия требований рассматривается возможность обозначать конкретную дату окончания переходного периода в зависимости от характера вносимых изменений и порядка введения их в действие». От нас требуется не быть равнодушными, принимать участие в публичном обсуждении и вносить эти предложения в комментарии к проекту любых изменений, которые затрагивают нашу отрасль»

Ирина Макеева. Сейчас на предприятиях возникает вопрос о принятии изменений в ТР ТС 022/2012 о размере шрифта. Надо отметить, что дата вступления этого решения в силу - 28 апреля 2019 года. Но надо понимать, что это только введение в действие этого изменения, а на его внедрение дается еще 24 месяца. Поэтому никто не говорит о том, что все шрифты должны быть мгновенно исправлены. 



Но надо понимать, что это только введение в действие этого изменения, а на его внедрение дается еще 24 месяца. Поэтому никто не говорит о том, что все шрифты должны быть мгновенно исправлены.



Юлия Елисеева. Да, действительно, переходные положения, определенные решением коллегии комиссии №13 от 29 января 2019 года заканчиваются по истечении 24 месяцев с даты вступления решения в силу - с 28 апреля 2019 года. Поэтому к 28 апреля 2019 года нужно прибавить 24 месяца. Это будет 28 число я не возьмусь сказать, какого месяца, но эту дату мы легко сможем посчитать. Если останутся какие-то вопросы, то обращайтесь. Мы можем зафиксировать этот вопрос и от имени Союзмолоко обратиться в Евразийскую комиссию за уточнениями.


3-4 сентября 2019 года в г. Москве состоится ежегодный консультационно-практический семинар ФГАНУ «ВНИМИ» «ШКОЛА ПО МАРКИРОВКЕ»
Информация о мероприятии


Подготовил: Иванов Н., MilkLife.ru