интервью и комментарии

Внедрение шести информационных систем в сжатые сроки: опыт компании "Комос Групп"

Александр Пискарев
ИТ-директор «КОМОС ГРУПП»
ИТ-директор «КОМОС ГРУПП» Александр Пискарев делится опытом внедрения шести информационных систем в сжатые сроки. Он рассказывает о завершении проекта по автоматизации торгово-логистических процессов, в рамках которого была интегрирована система «1С: Управление торговлей». После прочтения  статьи вы узнаете: как интегрировать новые системы в существующий ИТ-ландшафт, проблемы, с которыми столкнулись при автоматизации 13 функциональных областей, способы обеспечения высокой производительности системы на 4500 заказов в сутки.
25.10.2024

В 2023 году «КОМОС ИНФОРМ» и «Константа» завершили совместный проект по автоматизации торгово-логистических процессов сбытового подразделения «КОМОС ГРУПП». Внедрение системы «1С: Управление торговлей» стало ключевым звеном портфеля проектов, реализуемых в холдинге при поддержке РФРИТ. 

Эксперты подготовили для вас цикл статей о том:

  • Как это – интегрировать систему в ИТ ландшафт, часть элементов которого еще не существует даже на уровне требований? 

  • С чем пришлось столкнуться при автоматизации 13 функциональных областей в рамках одного проекта? 

  • Как обеспечить целостную производительность системы на 4500 заказов в сутки и перспективой на рост еще до запуска?

  • И не только…

5 «ВАЖНО», которые надо запомнить

Невероятно важна роль архитектора

Для управления таким большим портфелем проектов может понадобиться не просто архитектор, а служба архитекторов. То есть архитекторы каждого программного продукта и enterprise-архитектор, который видит развитие информационных систем в идеале на 5 лет вперед, ну или хотя бы года на 3. Потому что, внедряя что-то здесь и сейчас, мы понимаем, что нет ничего более постоянного, чем временное. Особенно это касается торгово-логистических систем, которые безумно быстро меняются.

У нас был постоянно действующий архитектурный совет, и мы тратили очень много времени не только на выработку решений и передоговаривания, но и на обязательное поддержание инфополя – как какие продукты развиваются. Изменения в одной информационной системе приводят к изменениям в следующей информационной системе и так далее каскадом они друг на друга влияют.

Важно инвестирование в изыскательные работы по историческому ИТ ландшафту

Когда система существует уже больше 10 лет, документация зачастую уже не ведется или вообще утеряна. А сохранились ли специалисты, которые эти изменения делали? Для кого делались эти изменения? В угоду какому бизнес-заказчику? Как с методологической точки зрения эти изменения были сделаны? Как функционирует бизнес-процесс? Зачастую владелец бизнес-процесса тоже компанию покинул. Чтобы во всем этом разобраться, нужно время, особые навыки, а также упорство и педантичность.

Важно правильно оценить способности бизнес-заказчиков

При выработке архитектурных решений надо всегда понимать способность бизнес-заказчиков переваривать изменения, готовность в них участвовать и отстаивать эти изменения в своем подразделении. Можно красиво говорить про современные технологии. Но если мы понимаем, что прямо здесь и сейчас бизнес к новым технологиям объективно не готов или не готова система НСИ, то может быть сразу космические корабли рисовать и не стоит, потому что завтра вам за это придется отвечать и сопровождать.

Компетенция по управлению проектом во многом состоит из компетенций по управлению ожиданиями, управлению отношениями между командами и заказчиками

Бывают случаи, когда в ходе проекта партнер говорит: «Конечно, мы это сделаем. Там договоримся, проект длинный». В итоге у команды заказчиков формируется иллюзия, что будет сделано все. Причем что такое ВСЕ в голове заказчика мы узнаем только тогда, когда этого не сделаем. Поэтому невероятно важна компетенция выравнивания ожиданий.

К сожалению или к счастью, у меня в опыте были и провальные ИТ проекты, поэтому функцию управления ожиданиями на больших сложных проектах я считаю одной из ключевых.

Как только вы слышите фразу «Потом договоримся», надо говорить: «Стоп. Не потом». Что вы хотите? Что войдет в проект? За какие деньги? За какие сроки? Всех призываю к этой истории относиться очень внимательно. Один шаг пропустишь – не критично, два – не страшно, но немножко неприятно. А на третьем мы поссоримся, будем разбираться и искать виноватых. И на самом деле это одна из компетенций компании Константа – четкое постоянное выравнивание ожиданий на каждом шаге. 

Важна функция «адекватора» и валидатора запросов


Когда стоимость проекта большая, горизонт достаточно длинный, начинает рисоваться очень много ожиданий и надо четко понимать, что мы будем делать сейчас, что откладываем, что не будем делать.

Почему на нашем проекте это было очень важно? У нас по статистике среди разных функциональных систем холдинга торгово-логистическая система – самая изменяемая. За тоже время, когда в систему регучета приходит одна заявка, в систему торговли – 5-7 заявок. В итоге мы постоянно находимся в позиции догоняющих. Поэтому мы откладываем, чтобы успеть в сроки. Иначе проект расползется, и мы постоянно будем дописывать. 



              Александр Пискарев, ИТ директор «КОМОС ГРУПП»